анатолий костюк: наш взгляд
Это интерактивная страница.
Переключаться между частями интервью можно при помощи меню справа и между блоками.
На этой странице представлены работы студентов Кафедры русского языка и литературы ЮУрГУ, посвященные творчеству художника
Полынь – это печально... Я отправился туда на рассвете или днем, не помню, здесь теряется счет времени. Наконец-то я их увидел. Бесконечные поля, дремучий лес на горизонте… И запах полыни. То, чего я так хотел, проживая свое время в тесном городе, то, от чего я когда-то сбежал, думая, что так будет лучше. Как я скучаю по тем временам детства, когда очарование природы было прямо у меня под носом.

Полынь – это печально. Но я вдыхаю ее запах, хочу утолить им свою неутолимую жажду. Вот легкий ветерок подталкивает его ко мне, приятно щекочет кожу, и я закрываю глаза. Запах бодрит, хотя он слегка терпковат. Попробую еще. Вдох. Аромат проникает глубже, будоражит мысли. Еще раз. Заходит дальше, разделяется на два потока, один – в мозг, другой – в самое сердце.

Окно автомобиля. Я смотрю на пролетающие мимо поля и леса. Я снова маленький и еду домой. Вот я бегаю по траве, играю, лежу на ней и ни о чем не думаю. Тогда я был на высоте, я был един с миром, со всем, что меня окружает. А запах полыни был моим одеколоном. Но видение не следует за движением автомобиля. И тут... бух! Авария в хранилище памяти от перегрузки ностальгии. Окно потемнело. Я все еще стою среди полей и дышу этим печальным запахом, наслаждаясь видом. Сейчас мне не хочется никуда идти. Наоборот, я хочу, чтобы корни тех далеких деревьев опутали мне ноги, и я остался бы там навечно.

– Эй, приятель, ты чего тут встал?



Я повернулся, говорил некто в дорожном плаще. «Призрак полей», - мелькнула у меня мысль, но я тут же отбросил ее, ведь призраков не существует.

– Уже третий час как стоишь. Я просто шел мимо, вижу, ты стоишь и смотришь куда-то вдаль. Думаю, наверное, что-то интересное увидел, стал тоже смотреть. Стою, смотрю вместе с тобой, но потом внезапно мысль ударила, что мы чем-то не тем занимаемся с тобой. Так в чем дело?

– Ой, прости. Я тут просто искал нечто потерянное для себя.

– И как, нашел?

– Не знаю, это было так давно, что кажется, будто в другом мире. А может так оно и есть?

– Да-а, пациент запущен... А что конкретно ты ищешь?

– Гармонию, единение. То, что должен вызывать этот пейзаж, этот запах полыни. То, что было у меня в детстве.

– А может ты ничего и не терял? Может, ты просто забыл об этом и нужно лишь напомнить? Не нужно пытаться искать что-то среди этих полей. Просто смотри и наслаждайся, поля как поля, для этого они у нас и есть, ведь так? Давай сядем, будешь хлеб? У меня есть...

Мы сели. Я ел этот хлеб и смотрел. Я дышал полынью, запах стал немного слаще. Действительно, зачем я что-то искал так далеко, когда все это уже есть внутри меня? Разговаривали иногда, так, по пустякам. Разве важны разговоры, когда ты просто вдыхаешь запах полыни и чувствуешь себя по-настоящему живым? Тем временем, стало вечереть. Я поднялся, чтобы уже отправиться в путь, как мой «психолог» сказал напоследок:

– Слушай, всегда надо двигаться вперед, но, когда на пути вновь станет тяжело, можно иногда оглядываться. Ну, чтобы удостовериться, что ты идешь правильным путем. Так как, вернешься еще сюда?

– Думаю, да. Когда придет время, мы еще непременно встретимся, и я снова прочувствую этот запах.

– Вот и замечательно. Ну, до свидания! И помни, полынь – это радостно.

– Непременно! До свидания.

Я вдохнул еще раз и повернул своей дорогой. Некто в плаще улыбнулся мне вслед и растворился в воздухе, но я об этом, разумеется, не думал...

Безменов Денис, студент 3 курса
кафедры русского языка и литературы ЮУрГУ








В мировой культуре дорога как образ, как идея всегда занимала очень важное место. Это и уносящая вдаль резвую тройку русская дорога, и недоступная простому смертному тропка, по которой Данте пускался в Ад, а после поднимался к Богу. Перечислять можно бесконечно, но сейчас мы поговорим о чем-то не эфемерно далеком, а настоящем, близком.

Дорога уральского художника… далека от образа пасторальной, идиллической летней тропинки. Уже с первого взгляда на картину чувствуется её суровость: металлически-серый колорит, почти монохромный контраст оттенков черного и белого. Взгляд ещё не распознал картинку, но по коже пробегает холод, становится зябко, словно порывистый февральский ветер ворвался в комнату. Перед зрителем вдаль змеей уходит дорога, а по ней свищет метель, поземка заметает пространство асфальта, колючий сухой снег бьет в лицо…

А еще это похоже на воду. И вот поземка превращается в пенные гребни, а сталь асфальта разливается в ледяное пространство воды. Почти что северное море, строгое и сердитое. Или озеро, если ослеплённые ветром глаза различат занесенные снегом берега, но это не имеет значения. Все равно сурово и красиво.

Но вот взгляд цепляется за полосатую ленту дорожной разметки, и перед вами снова дорога. Окаймленная снежными насыпями, обдуваемая всеми ветрами в этом бескрайнем поле. Стоящему здесь человеку негде спрятаться. Ветер треплет его волосы, бьет в лицо, он, как тростинка, качается от особенно сильных порывов. И спрятаться совершенно негде: он абсолютно один, ничем не защищен от власти стихии. Редкие кустарники вдоль обочины — привыкшие к тяжёлому климату жители степи, и они ничем не могут помочь. Вдалеке еле виднеется стена деревьев, но до неё так далеко!

Вспоминается пословица: «Жизнь прожить — не поле перейти». Или не море переплыть. Разве эта дорога не сама жизнь? Ничем не приукрашенная, далекая от идеализированных плоских картонок, такая, какая она есть на самом деле, порою холодная, угрюмая, сложная. Уральская дорога становится символом жизни, про которую говорили наши предки, в которой борьба — обязательное условие. Действительно, «сквозь снега и метели». Можно выбрать легкий путь и сдаться, замерзнуть в одиночестве, снег занесет тело — ничего не останется. А можно идти вперед. Следовать извилистому пути, оступаться, падать, снова вставать. Для чего? Чтобы однажды поднять голову и увидеть, как там, в конце дороги, нежно розовеет небо….

Любая дорога ведет к солнцу.

Ибраева Валентина, студент 3 курса
кафедры русского языка и литературы ЮУрГУ
То, что меня не убивает, делает меня сильнее.
Фридрих Вильгельм Ницше
Просыпайся!

Первый взгляд на картину «Горизонты» ощущается, словно пробуждение после долго сна, когда не сразу начинаешь отличать сон от реальности. Мальчик с луком, собака и прекрасные воздушные замки, возводимые человеком в голове. Иногда эти замки перемешиваются с реальностью и затмевают всё настоящее, в такие моменты человек начинает жить в своих мечтах, забывая о том, что их нужно воплощать. Иногда эти воздушные замки помогают человеку держаться, совладать с собой, успокаиваться и даже отрываться от самых плохих вещей, которые могут происходить в нашей жизни.

Постепенно всматриваясь в полотно, начинаешь ощущать дуновение ветра, раскачивающего замки в воздухе, различать мелкие детали в виде целеустремлённого взгляда юноши, трёх стрел в его колчане и жёлтых цветов, покрывающих поляну. Появляется запах травы, покрытой утренней росой, аромат цветов и слышится урчание пса, кажущегося удивительно сосредоточенным на чём-то.

Интересен контраст в цветовом решении полотна. Зелёный и розовый, которые с одной стороны не смешиваются друг с другом, образуя совсем

разные пространства, с другой – дополняют друг друга: там, где заканчивается один, начинается другой.

Цвета также помогают прочувствовать атмосферу картины. Тёмно-зелёные листья леса ассоциируются с какой-то тяжестью на пути преодоления чего-либо, потому что чаще всего такие заросли называют «непроходимыми», а вот розово-белые облака наоборот отражают лёгкость и воздушность нереального, которое преобладает над реальным в своём объёме.

Так что же эти воздушные замки несут в себе? Безысходность, потому что чаще всего такие мечты трудно воплотить в жизни, если вообще возможно, или наоборот «окрылённость»? На помощь приходят главные фигуры на картине – мальчик и собака. По чертам лица юноши можно заметить его уверенность, целеустремлённый взгляд и стойка, с которой он натягивает тетиву, выражающая готовность действовать здесь и сейчас. Собака – верный помощник, друг, который всегда рядом. И ведь пёс тоже не второстепенный персонаж, потому что он вносит свой вклад в жизнь и судьбу этого мальчика. Так и есть! Каждый человек приносит что-то важное и ценное в твою жизнь, помогает строить или же наоборот разрушает то, что мы порой отстраиваем и укрепляем долгие годы.

Пёс, как мне кажется, помогает мальчику добраться до этих замков. Он просто верит в него, готов прийти на помощь и следовать за ним, куда бы тот ни пошёл. Вера твоих ближних в твои мечты порой очень сильно помогает не сбиться с пути и продолжать двигаться дальше.

Даже если мечты на первый взгляд кажутся несбыточными, не нужно ли быть рядом с человеком, когда он поймёт это, когда он осознает, что то, о чём он мечтал, возможно, долгие годы, оказывается попросту неосуществимо? Не стоит ли быть рядом в эти моменты, чтобы помочь подхватить те реальные кирпичики из рухнувших на землю замков? Чтобы успеть схватить частички «воздушного», «эфемерного» – мечты, которую воплотить в жизнь всё-таки возможно…

Потому что даже воздушные замки падают на землю с оглушающим шумом, разрушая всё на своём пути.

Потому что даже самая маленькая сломанная частичка может наделать очень много шума, не говоря уже о том, что живёт в человеке долгие годы.

И в каждом из нас живёт такой мальчик, мечтающий о чём-то, стремящийся к чему-то. Мне кажется, что для каждого человека важен день, чтобы наконец-таки проснуться и понять, для чего ты рождён. Это станет новым этапом пробуждения, моментов, когда ты поучишь новый ключик в радостное будущее, за которое нужно бороться, которое нужно защищать.

И тогда есть шанс, что воздушные замки, оберегаемые человеком, как этим юношей и его собакой на картине Анатолия Костюка, обретут форму и не рухнут…

Дедова Ирина, студент 3 курса
кафедры русского языка и литературы ЮУрГУ
Проснись и осознай!
Вечер. Небо завалено розовой пеленой. Ветер слегка колышет волосы, пушистую траву, но не нарушает тишину и обреченный нежный покой засыпающей природы. Деревянные телеграфные столбы покосились, но никогда не упадут. Они кажутся чужеродными на фоне полей и холмов, но есть ощущение, почти призрачное, что они здесь были всегда. Были до человека, будут после него. Такие же покосившиеся, но не упавшие.

Провода тянутся далеко за пределы картины, расширяя границы художественного мира, как бы давая зрителям понять, что есть многое, лежащее там, куда мы не можем направить наш взгляд. В картине много пространства, много воздуха – свобода. Но свобода не бывает абсолютной. Так и здесь столбы и бесконечные провода опутывают, преграждают путь, опуская нас на землю одним фактом своего существования на бескрайних зеленых просторах, куда – как поначалу кажется – даже не ступала нога человека.

Возможно ли представить бригаду рабочих, устанавливающих эти столбы? Нет. Возможно ли представить, что этих столбов здесь нет? Невозможно. Все в этом месте было зацементировано во времени и до появления художника, решившего запечатать реальность в рамках холста. В этих столбах застывшее время. Солнце своим появлением лишь удлиняет или укорачивает их тени, но ничего не меняет. Даже если приехать туда зимой, под снегом будет лежать все то же застывшее...

Во многих уголках нашей необъятной страны есть похожие места, где не течет время. Многие найдут в этом проблему: как же быть без развития, без движения вперед? А как быть без покоя? Без тишины, без одиночества? На планете и так не осталось мест, где нет человека с этими телеграфными столбами. Бесконечный бег за временем утомляет, поэтому сейчас так ценны места, где есть лишь ты и телеграфные столбы, будто остерегающие твой покой, но также напоминающие о бесконечной гонке за пределами тесного и застывшего мирка.

Вечер. Закат дня. Это таинственное, мистическое время, когда природа застывает на мгновение перед облегченным выдохом. Вечер имеет особую палитру, которую художнику так трудно порой поймать. Все цвета на картине «Вечер над Миньяром» будто выцветшие, пыльные, что придает ей флер нежной мрачности.

Есть во всем этом что-то родное. Разве не подобные пейзажи мы видим из окон автомобилей или поездов во время многочисленных поездок к родственникам на дачу? Это именно они. Поля, холмы, реки, озера, горы и столбы, столбы, столбы, столбы. Все, застывшее во времени. Все, что существовало, существует и будет существовать и после нас.

Юсупова Александра, студент 3 курса
кафедры русского языка и литературы ЮУрГУ=
Что-то родное
Что такое мечта? Смотрю на картину Анатолия Костюка «Дальние страны» и вижу, чувствую, вспоминаю, мечтаю...

Подростковый возраст. Мы энергичны, мечты нас переполняют. И именно в это время родители нас не понимают. Наша точка зрения не совпадает с мнением родителей. Кто-то хочет быть певцом, кто-то – танцором, но порой родители ломают планы и мечты.

Лодка — это путь нашей жизни, а палка — это наш выбор (направить влево или вправо) и от этого зависит наша судьба. Мечты свободно летают как птицы: они не ограждают себя законами. На левой стороне картины небо ясное, прозрачное, на правой стороне небо темнеет. Это символ того, что в будущем каждого человека ждут препятствия. Природа — спокойствие, умиротворение, сила, которая поможет преодолеть испытания.

Одна из важных проблем подросткового возраста — это выбор профессии. Помню, когда пришло время решать, кем я стану, я выбрала дизайн. Мои родители меня поддерживали. Они говорили: «Выбирай то, что по душе». Я начала ходить на рисование, но поняла, что это не мое. Мне слишком много времени потребовалось бы для того, чтобы научиться рисовать. Я решила выбрать профессию учителя. Много сложностей было на моей пути. Я не сдала экзамены, лечилась от невроза, но сейчас я очень благодарна Богу, что учусь на филолога и именно в ЮУрГУ. Меня все поддерживают, любят, ценят. Я добилась успехов. Понимаю, что родители должны слышать детей и помогать в осуществлении задуманного.

Не стоит боятся мечты. Ни общественное мнение, ни препятствие не должны преградить путь. Мечта и реальность связаны между собой. Мечта может подтолкнуть к действию, созданию чего-то нового. Но реальность также влияет на мечты — она их меняет. Исполнение мечты немыслимо без тяжелого, упорного труда. Реализация творческих планов в жизни невозможна без мучительного ожидания, ошибок и даже временных поражений. Осуществление мечты в первую очередь зависит не от материальных благ, а от внутреннего состояния человека.

Авоян Сара, студент 3 курса
кафедры русского языка и литературы ЮУрГУ
Небо и Земля,
а мы – облака, которые гоняются за мечтой...
о чем будем читать дальше?
о других героях
об этом же герое
Made on
Tilda